Публикации будут посвящены переходу школы на новые образовательные стандарты
ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса
 
Описанные в статье изменения функциональных обязанностей участников системы образования, связанные с введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, могут быть ориентиром для администрации и педагогов образовательных учреждений при анализе собственной деятельности, рефлексии, поиске оптимальных и эффективных способов и приемов педагогической практики.
 
Изменения в деятельности педагогов
Изменения во взаимодействии между педагогами
Изменения во взаимодействии педагогов с родителями обучающихся
Изменения в деятельности обучающихся
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Характеристика изменений в организации работы учителя с родителями первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС
Характеристика изменений в деятельности первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС
 
Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС) привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе начальной школы. Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними.
 
Данный материал проанализирован и обобщен участниками творческой группы в составе: О.Ю. Звездочкиной (учитель начальной школы ГОУ "Центр образования № 175" г. Москвы), И.Ю. Шломы (учитель начальной школы ГОУ "СОШ с углубленным изучением иностранного (английского) языка № 1297" г. Москвы), Н.М. Симоновой и С.Н. Григорьевой (учителя начальной школы ГОУ "СОШ № 1239" г. Москвы) под руководством директора окружного методического центра Центрального окружного управления образования Департамента образования города Москвы М.В. Лебедевой.
 
В управлении образовательным учреждением (далее – ОУ) произошли изменения, начиная с содержания локальных документов и заканчивая вопросами организации питания обучающихся и взаимодействия с родительской общественностью.
 
Большое внимание уделяется формированию в школе единой образовательной среды, развитию материально-технической базы.
Появилась необходимость в написании основной образовательной программы начального общего образования с участием всех педагогических работников, в экспертизе рабочих программ учебной и внеурочной деятельности педагогов, разработке новых схем анализа уроков.
 
Объектами контроля администрации стали достижения учащихся (промежуточные, накопительные и итоговые; предметные, метапредметные и личностные результаты обучения).
 
Проводятся мониторинги:
развития образовательной среды;
использования учебного и компьютерного оборудования;
реализации программ урочной и внеурочной деятельности;
здоровья обучающихся;
обновления и использования сайта ОУ.
 
Изменения в деятельности педагогов
 
Деятельность педагога, работающего по ФГОС, также изменилась.
 
Замечено, что при подготовке к уроку учитель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но при этом помимо учебника и методических рекомендаций он может воспользоваться ресурсами Интернета. Кроме того, свои наработки учителя оформляют в электронном виде, что позволяет обмениваться опытом с коллегами. Весь материал может выкладываться на сайте школы для просмотра родителями, использования при дистанционном и иных формах обучения детей.
Вместо конспекта учитель готовит сценарный план, который предоставляет ему большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся. Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными.
 
Теперь педагоги не должны быть привязаны к своему классному кабинету; если возникает необходимость, они могут использовать любые оборудованные помещения: кабинет прикладного творчества, внеурочной деятельности, игровую, лабораторию и т. п.
 
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС, представлена в приложении 1.
 
Изменения во взаимодействии между педагогами
 
Изменения в работе педагогов первых классов повлекли за собой изменения в деятельности всех учителей начальной школы.
 
Методические объединения переросли в настоящие профессиональные ассоциации, целью которых стали трансляция опыта, творческая работа по созданию методического инструментария. Заседания методических объединений проводятся в творческих группах, по результатам их работы готовятся регламенты, методические рекомендации, описание опыта педагогической деятельности.
 
Педагоги дают уроки в паре, совместно с психологами или логопедами, проводят занятия в параллельных классах. Выросло количество взаимопосещений уроков с целью их дальнейшего анализа.
Учителя обмениваются опытом, не только размещая авторские материалы в печатных изданиях, но и используя единую информационную среду, выступая на заседаниях профессиональных сообществ.
 
Изменения во взаимодействии педагогов с родителями обучающихся
 
Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители учащихся превращаются в активных участников дискуссий, тренингов и т. п.
Характеристика изменений в организации работы учителя с родителями первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС, представлена в приложении 2.
 
 
 
 
Изменения в деятельности обучающихся
 
Изменения коснулись и деятельности обучающихся. Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.
 
Как показывает результат диагностических работ, школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению.
 
Характеристика изменений в деятельности первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС, представлена в приложении 3.
Более подробные сведения и приложения можно найти на сайте: www.menobr.ru


справка
об организации внеурочной деятельности

Муниципальное  задание
муниципального бюджетного образовательного учреждения
Покровской средней общеобразовательной школы
Ухоловского муниципального района
на 2013 год и на плановый период 2013 - 2015 годов.
МинОбрНауки РФ